ЦБ $ 64.6314   72.3096

  • Поиск
Проводник

Польша проиграла "дозволы". Альтернатива Польше

Польша проиграла дозволы

Статья Польша проиграла дозволы

Последствия конфликта между российскими и польскими автоперевозчиками все еще сказываются на логистической отрасли в целом. Из-за проблем с пропуском грузовых фур российские перевозчики едва не потеряли порядка €150 млн. Эксперты рынка считают, что в будущем часть грузов уйдет к перевозчикам Литвы и Латвии.

Напомним, что более десяти лет назад Польша и РФ подписали межправительственное соглашение, которое предусматривает ежегодный обмен разрешениями на автомобильные перевозки грузов. Конфликт начал разгораться сразу после новогодних праздников, когда польская сторона потребовала увеличить на 2011 год количество российских разрешений на доставку грузов в/из третьих стран в два с половиной раза. "В этом случае наша страна может потерять около 50 тыс. рейсов, то есть более €150 млн в год на фрахте", - рассказали в одной из крупных компаний, работающих на рынке. По информации Ассоциации международных автоперевозчиков России (АСМАП), российские предприятия, наоборот, требуют сократить количество разрешений для перевозчиков из других стран. Отметим, что поляки давно доминируют на этом рынке, осуществляя две трети двусторонних перевозок грузов между Россией и Польшей - более 100 тыс. рейсов в год, а также значительную часть грузов из третьих стран в Россию. Эти данные подтверждаются цифрами требуемых разрешений. Для сравнения: Россия просит 5 тыс. "дозволов" (пропусков на грузовые автоперевозки) на транзитные рейсы, а польская сторона требует добавить к своим 25 тыс. еще почти 50 тыс., говорят в АСМАП.
Такой перекос происходит из-за того, что для российского транспорта перевозки внешнеторговых грузов из стран Западной Европы в адрес российских получателей являются обычными двусторонними перевозками, а для поляков это работа на так называемом рынке третьих стран, не имеющая отношения к обслуживанию потребностей внешней торговли своей страны. Желание россиян самим обслуживать свой рынок понятно, тем более что для этого имеются все технические возможности. Понятно и стремление польской стороны сохранить выгодный бизнес на соседней территории. Не удивительно, что в Минтрансе РФ сослались на требования российских перевозчиков по сокращению перевозок в/из третьих стран и отказали польской стороне в увеличении разрешений.
Отказ привел к параличу международных перевозок между двумя странами. Из-за их остановки к середине января на границах России с Белоруссией, Украиной, Литвой, Латвией и Эстонией скопилось более 100 тыс. тонн экспортно-импортных товаров. Ежедневные убытки от простоя каждой из тысяч российских грузовиков достигали €150-200. При этом общий объем российских перевозок в страны ЕС на западном направлении составляет 5,6 млн тонн, из которых почти 3 тонны проходит через Польшу. В итоге транзитные рейсы приносят бюджету этой страны до €30 млн ежегодно.
Убытки несли не только автофирмы, но и конечные получатели грузов. Дело в том, что у России есть несколько вариантов доставки товаров в обход Польши, например паромами из балтийских портов или через Украину, Словакию, Чехию. Но это увеличивает срок доставки и стоимость перевозки. По данным АСМАП, стоимость паромной перевозки одной фуры из Германии в Латвию или Эстонию составляет от €550 до €750 в зависимости от паромной линии. По словам одного из топ-менеджеров компании "Совтрансавто", в разгар конфликта АСМАП собрала представителей ассоциаций автоперевозчиков Литвы и Латвии, а также операторов железнодорожных паромных переправ. "В ходе встречи стороны договорились об объемах и демократичных ставках на перевозку, и автотранспортные предприятия воспользовались этим предложением", - рассказал представитель "Совтрансавто". Но себестоимость перевозки из-за поиска обходных путей (в том числе паромами) все равно возросла до 10-20%, а цена конечной продукции для потребителей увеличилась на 3-5%, подсчитали эксперты этого рынка.
Наконец, в начале февраля ситуация благополучно разрешилась, стороны достигли консенсуса. "В процессе переговоров России удалось не только отстоять совокупный годовой контингент разрешений на уровне прошлого года, но и уменьшить для польских перевозчиков количество разрешений на перевозки в/из третьих стран", - сообщили об итогах переговоров в Минтрансе РФ. Таким образом, вместо запрашиваемого польской стороной общего контингента на 2011 год в объеме 190 тыс. разрешений было решено обменяться лишь 150 тыс., а поездок в/из третьих стран польские перевозчики могут сделать только 24 тыс. вместо 66,5 тыс., которые запрашивались польским министерством инфраструктуры и транспорта, отметили в Минтрансе.
По оценкам участников рынка, этот конфликт имел серьезные последствия для всего сегмента. Во-первых, литовские автоперевозчики готовы продолжить сотрудничество и в дальнейшем часть российских грузов будет доставляться через территорию Литвы. "На длинном плече, скажем, из Испании или Португалии, их предложения действительно выгодны", - считают в "Совтрансавто". Во-вторых, стало ясно, что отечественные паромные компании все еще не способны предложить привлекательную для российских экспортеров комплексную услугу. "Раз груз вернулся на автомобильный транспорт, значит, морская доставка все еще невыгодна игрокам этой сферы",— заключают в "Совтрансавто".

 

Андрей Михайлов , "Коммерсантъ", 13.04.2011

Страницы: 12