Проводник
|
Десять признаков правильных цепочек поставок
7. Профессиональный уровень планирования и быстрая реакция на изменения.
Седьмой признак успешной цепочки поставок (товародвижения) показывает важность планирования для более точного исполнения, а также общего охвата различных функций самой компании и ее партнеров на всем протяжении цепочки товародвижения. Профессионализм в планировании позволяет системно определить, что в действительности хотят клиенты (потребители) и в чем они нуждаются. Профессиональное планирование требует глубокого и непрерывного внимания и взаимодействия на всех этапах цепочки товародвижения.
Исследования показывают, что прогнозирование продаж являются значительной проблемой почти во всех компаниях. Руководители компаний заявляют, что улучшить прогнозирование продаж удается не быстро, на это уходят годы. Результаты исследования деятельности успешных компаний показывают, что добиться относительно высокого уровня компетентности в планировании они смогли с помощью современных инструментов планирования, такого как сводное планирование продаж и операций (Sales and Operations Planning, S&OP). Используя эту технологию, компания может связать желаемое с реально достижимым, учитывая возможности рынка, своего производства, персонала и финансов. К тому же, S&OP можно использовать для оценки возможности удовлетворения прогнозируемого спроса.
Сейчас в среде бизнеса существует тенденция "удерживания" более точной информации о спросе. Искажение такой информации происходит по разным причинам. Такая тенденция является предпосылкой того, что поставщики (производители) всегда несут дополнительные расходы и порой предпринимают "героические" усилия для реагирования, в случае необходимости, на изменение спроса. В дальнейшем, такой подход может навредить деятельности компании и эффективности бизнеса. Вместо этого, компании необходимо сосредоточиться на улучшении уровня прогнозирования продаж, приведение их в соответствие предложения и спроса, что, в свою очередь, приведет к снижению уровня запасов до необходимого на протяжении всей цепочки поставок (товародвижения).
8. Высокий уровень интеграции с клиентами (потребителями) и их удовлетворенности.
Данные исследований, применяемые нами в этой статье, показывают, что есть существенные различия в подходах к работе с клиентами (потребителями) успешных компаний (лидеров) и других компаний, которые пока неспособны или ограничены возможностями применять современные технологии для улучшения уровня обслуживания клиентов (потребителей). Если говорить обобщенно, то за последний период мало что изменилось в политике компаний по работе с клиентами – большинство по-прежнему лишь заявляет о своей высокой клиентоориентированности, которая на практике является просто риторикой. За период, прошедший после аналогичных исследований 2008 года, лишь небольшая часть компаний смогла изменить свой уровень интеграции с клиентами для повышения эффективности цепочки поставок (товародвижения).
Такая слабая интеграция с клиентами для повышения их удовлетворенности явилась одной из основных причин столь существенной разницы в успешности бизнеса между лидерами и остальными компаниями. Часть компаний не может этого сделать из-за слабого управления, низких доходов и т.д. Другая часть компаний надеется на свои службы продаж, которые смогут удерживать и привлекать клиентов (потребителей) за счет каких-то "особых отношений" с ними (снижение цены для каких-то групп, откаты, введения в заблуждение и другие "хитрости").
Успешные компании используют бизнес-разведку и глубокий анализ информации для повышения интеграции с клиентами (потребителями) и еще большего отрыва от конкурентов по уровню обслуживания и удовлетворения клиентов, а также получения дополнительных доходов и оптимизации запасов.
Одним из секретов успешности таких компаний является использование современных технологий изучения характеристик потребителя своего продукта (например, составления, так называемого, портрета потребителя и т.д.), который значительно повышает уровень и точность прогнозирования продаж.
9. Способность предвидения и управление рисками.
Возможность активно управлять рисками на всех этапах цепочки поставок является важным фактором для развития компании. Способность предвидеть события и управлять рисками - это своего рода "знак качества" современных цепочек поставок (товародвижения), а в ближайшем будущем это будет одним из основных критериев эффективности бизнеса. Несмотря на то, что по данным исследования некоторые компании уже достигли значительных результатов в управлении рисками своих глобальных цепочек товародвижения, общие результаты исследования выглядят разочаровывающими в отношении этого признака. По данным аналогичного исследования в 2008 году мы обратили внимание, что у компаний практически отсутствовало желание безотлагательно уделять внимание такому важному вопросу, как управление рисками. Хотя большая часть компаний и признала необходимость разработки планов на случаи кризисных и других чрезвычайных ситуаций и обстоятельств, только некоторые из них сделали это фактически и затем применили их.
К сожалению, способностью эффективно управлять рисками в настоящее время обладают всего лишь небольшое количество компаний и руководителей. Тем не менее, если компания хочет развиваться и двигаться вперед, управление рисками для них должно стать обязательным элементом для увеличения потенциала эффективности цепочки товародвижения и достижения успеха в бизнесе. Успешные компании понимают важность этого признака. Они знают, как подготовиться к предвиденным и непредвиденным потрясениям или чрезвычайным случаям, и у них есть планы действий на такие случаи, которые позволяют им сравнительно безболезненно преодолевать такие события. Другие компании только "на словах" управляют рисками. Их "план" основан на "авось не произойдет" и ждут, пока такие чрезвычайные случаи произойдут фактически. В таких случаях они полагаются на "героические" усилия по преодолению потрясений, причем в основном "любой ценой". Т.е. управляют бизнесом по принципу "пока жаренный петух в одно место не клюнет", но при таком управлении, чаще всего, уже может ничто не помочь...
10. Глобальная оптимизация.
Мы выделили взаимодействие и сотрудничество, как основной фактор достижения успеха в современных цепочках товародвижения и современном бизнесе в целом. Добавьте к этому второй основной фактор достижения успеха - способность использовать современные технологии максимально эффективно. Вместе эти два фактора дадут мощный толчок и огромные возможности для построения глобальных цепочек поставок (товародвижения) и управления ими, использования всех своих ресурсов для выхода на лидирующие позиции в бизнесе. Последний признак, представленный в нашей статье - способность глобально оптимизировать всю сеть ресурсов - главное отличие цепочек товародвижения успешных компаний (лидеров) от остальных компаний в своей отрасли. По сути, глобальная оптимизация представляет собой "венец" среди отмеченных признаков.
Десять признаков правильных и хорошо организованных цепей поставок, рассмотренных нами в настоящей статье, это путь или "дорожная карта" для достижения успеха в любой цепочке товародвижения.
Некоторые признаки могут быть более важны для различных компаний и отраслей, некоторые менее важны. Разумеется, применение передового опыта и реализация методов и способов, указанных в статье, может оказаться нереалистичной для некоторых компаний, несмотря на желание и стремление это сделать. Причинами этого могут явиться неспособность менеджмента и персонала, отсутствие необходимых ресурсов и др.
Настоящей статьей мы рассмотрели данные исследования компаний, достигших значительного успеха в своем бизнесе и привели основные признаки успешности цепочек поставок (товародвижения ) этих компаний. Каждая компания может для себя определить, какие методы, способы и инструменты для организации эффективных цепей поставок она может применить, какие реализовать, а также расставить приоритеты и очередность их внедрения. Мы могли бы дать советы в расстановке приоритетов и возможности реализации того, что рассмотрено нами в этой статье и даже посоветовать, как достичь этого, но это индивидуально для каждой компании, а общие советы такого характера могут быть неправильно интерпретированы.