Проводник
|
Возвратная логистика. Новый центр прибыли
© Юрий Барняк, Журнал "Логистика и бизнес", №3, 2013
Изменения законодательства в области торговли и защиты прав потребителей, различные правовые и экологические требования, увеличение объема интернет-торговли, сокращение жизненного цикла продукции и повышение юридической грамотности потребителей оказывают давление на участников рынка и заставляют нести ответственность за производимые и продаваемые ими товары. Однако далеко не все российские компании выработали грамотную политику возврата продукции, научились управлять потоком возвращаемой продукции, и главное, извлекать из этого экономическую выгоду.
Конечно же, большую часть возврата продукции инициируют конечные потребители. Также значительный объем продукции возвращается производителю или дистрибьютору розничными сетями и продавцами, либо непроданные товары возвращаются в распределительные центры и склады компаний от собственных розничных магазином или торговых партнеров. Если проанализировать данные из различных мировых источников, то можно вывести средний процент возврата потребителями покупок, который составляет 7 %. Для некоторых отраслей процент возврата продукции может составлять:
• книжная продукция 10–15 %;
• компьютеры и комплектующие — 10–18 %;
• одежда — 30–40 %;
• продукция массового потребления — 5–15 %;
• товары, купленные через Интернет — 20–80 %.
Из этих цифр вывод можно сделать только один — возвратная логистика является важной функцией цепочки товародвижения и требует к себе особого отношения со стороны руководства компании.
Возвратная логистика в России
Многие еще не осознали, что при грамотном управлении возвратными потоками можно получить дополнительную прибыль и, соответственно, существенно снизить процент возвращаемой продукции. Почему же в российских компаниях либо вообще не представляют, что такое «возвратная логистика», либо фрагментарно используют ее по мере необходимости? Причин несколько.
1. По заявлениям некоторых компаний процент возвратов колеблется в районе 4–7 %, что для них является терпимым, а с учетом высокой маржинальности тех же российских ритейлеров, лучшим и самым легким способом при возврате для них является простая продажа такого товара по сниженным ценам.
2. В свою очередь, низкий процент возвратов продукции в российских компаниях объясняется недостаточной грамотностью российского потребителя в вопросах защиты своих прав и, соответственно, использованием этой безграмотности продавцами, которые очень часто неправомерно отказывают покупателю в возврате товара, применяя различные хитрости и приемы, вводящие потребителей в заблуждение. Сюда же, можно добавить ограничения законодательства, отсутствие, либо нечеткие договоренности ритейлеров и поставщиков (производителей) по вопросам возврата продукции, что также является причиной нежелания продавца принимать возвращаемый товар от потребителя, т. к. продавцу в этом случае придется все издержки по возвратам нести самостоятельно.
3. Повсеместное использование серых схем движения товара по цепочке товародвижения (порой к моменту появления товара к возврату, организации, которая является по документам поставщиком или продавцом, уже не существует).
4. Организация процесса возвратной логистики требует дополнительных затрат.
К общему определению понятия «возвратная логистика» я бы добавил еще усилия (деятельность), направленные на недопущение или снижение возвратных потоков, и тогда это определение станет более правильным для его понимания. Возвратная логистика выполняет функции нескольких звеньев, замыкающих цепочку товародвижения (полный цикл движения и жизни той или иной продукции).